Good Kolesa
пн-пт 9:00 до 19:00

Michelin pilot road 4 обзор, сравнение

Michelin pilot road 4 Полный обзор, сравнение

Источник:   
Журнал «МОТО» – май 2014   

Автор:   
Анатолий СУХОВ, фото автора и Michelin

Наконец-то! «Мишлен», один из мировых лидеров в производстве шин, пришел на российский мотоциклетный рынок. С этого года французская компания начала прямые поставки всего ассортимента мотошин в РФ, причем продаваться они будут на всей территории нашей страны. А мы получили пропуск на мировые тесты новинок. И первой из них стала дорожная шина Pilot Road 4.


1.jpg

В приглашении на тесты в Севилью организаторы предупреждали: надевайте прочный комбинезон – часть трека будет мокрой. Но кто бы мог подумать, что мокрой будет не только часть трека, но и 200 км серпантинов и прочих дорог юга Испании, которые нам предстояло проехать «для разогрева»! В день тестов погода преподнесла сюрприз: температура упала на 10 градусов (до 8 °С поутру), а дождь зарядил еще с ночи. 



2.jpg

Александра Кюра, дизайнер шины Pilot Road 4: 

«Очень непросто добиться высоких сцепных свойств в сочетании с большим сроком службы. Некоторые производители уменьшают высоту протектора, чтобы обеспечить хорошую управляемость. Мы добиваемся результата за счет более инновационных технологий. На разработку шины уходит 3–4 года. Уже сейчас мы занимаемся будущей моделью, а получив отзывы о PR4, мы сделаем ее еще лучше».


Тем лучше! Шины-то хоть и всепогодные, но на обложках всех буклетов и даже на карточке с расписанием тестового дня на них рассекают по воде. И неспроста: из трех чисел в заголовке статьи первое относится к сцеплению с мокрой дорогой. На ней, по данным тестов Dekra, Michelin PR4 тормозит на 17 % лучше ближайшего конкурента. А по мокрой эпоксидной разметке – кошмаре всех мотоциклистов – отыгрывает целых 24 % тормозного пути. Список конкурентов прилагался к пресс-релизу, но, забегая вперед, скажу, что нам самим дали возможность провести сравнительные тесты на полигоне. 

3.jpg
На краю плечевой зоны – индикатор направления вращения и маленький Бибендум в овале, указывающий место расположения индикаторов износа (стрелки). Круглые выемки на тонких прорезях – резервуары для воды.
    

Второе число из «краткой характеристики» PR4 отражает достижение компании по части ходимости шины. Новинка живет на дороге на 20 % дольше своей предшественницы, PR3. В ходе эксплуатационных дорожных тестов шины четвертого поколения прошли 2 млн. км на различных мотоциклах. Средний пробег до износа составил более 12 тыс. км для задней шины и свыше 11 тыс. – для передней. При этом только 10 % водителей износили их за 6 и 5 с небольшим тысяч соответственно. При этом шина стала не только более «липкой» посуху и более предсказуемой в целом, но и легче предшественницы! За счет чего? Факторов много – и иначе расположенные зоны компонентов смеси (все эти шины – двухкомпонентные), и иной рисунок протектора, и фаски на ламелях, и новая конструкция шин для тяжелых мотоциклов. 


4.jpg
Технология XST+ относится к форме и расположению ламелей. Она обеспечивает эффективное торможение на мокром покрытии и предупреждает анормальный износ. Во-первых, речь идет о фасках на ламелях передней шины, которые позволяют ламелям плавно входить в контакт с асфальтом; без них ламели подминались бы на резком торможении, а их кромки выкрашивались. Поперечное расположение ламелей спереди обеспечивает разбивание водяной пленки. Поскольку задняя шина следует за передней, ее ламели – продольные, для лучшего разгона.
 
 
Третье (и немаловажное для российского рынка) отличие новинки – расширенный температурный диапазон применения. Пятьдесят градусов для дорожной шины – это очень много, причем нижняя граница применимости – минус (да, вы не ослышались: минус!) пять по Цельсию. Конечно, не на льду, а на асфальте. В конце концов, в том же Париже зимой частенько подмораживает, и владельцам «литров» такая шина позволит сохранить свободу передвижения на двух колесах, а не пересаживаться на четыре. 


6.jpg
Сцепление PR4 поражает – что на мокром, что на сухом покрытии.
    

Но это все теория, а на практике – передо мной хулиганистый KTM 690 Duke, обутый в тестовые покрышки, на котором я по дождю выдвигаюсь на маршрут. Надо сказать, организаторы постарались: хотя дорожные покрышки не оставляют большого выбора покрытия, на маршруте попадались и великолепные профилированные серпантины с «трековым» асфальтом, и разбитые, присыпанные каменной крошкой, узкие проселки. Скорость же ограничивалась только крутизной поворотов и неизвестностью за ними. Боты и подножки цепляют асфальт – словно и нет дождя. Раз, влетев в мокрый поворот, я не увидел ожидаемого выхода: шпилька! Надо гасить скорость. Торможу в наклоне: занос, стабилизирую, немного приподнимаю мотоцикл, дотормаживаю, опять занос, коррекция-газ-выход. Ловлю себя на мысли, что шины отработали словно на сухом, политом солнцем треке. Никаких затяжных скольжений, никаких паразитных реакций (подъема) на торможении в наклоне. И хорошая стабильность на траектории – что с газом, что с тормозом. 


7.jpg8.jpg


Протектор шин PR4 состоит из двух компаундов (технология 2СТ). В центре – 
более жесткий, для лучшей износостойкости, в плечевых зонах – более мягкий, для лучшего сцепления. При этом для разных шин применяются разные компаунды, различна и ширина зон. В их составе – кремнезем, улучшающий ходимость и сцепные свойства на мокрой дороге, и стирен-бутадиеновый каучук.
    

Когда я возвратился на Circuto Monteblanco, дождь перестал. Асфальт трека быстро подсох. В программе – Yamaha MT-07 и BMW R1200RT. Первый обут в обычные PR4, второй – в PR4 GT, вариант для тяжелых мотоциклов. Кстати, эти шины баварцы выбрали как один из двух вариантов стоковой обувки для этого аппарата, причем шины на конвейер поставляются в точности те же, что и в афтермаркет. 

9.jpg
Тестовые заезды на большом кольце трека Monteblanco проходили на Yamaha MT-07 и BMW R1200RT, причем для последнего PR4 является вариантом заводской комплектации.
    

MT-07 послушно пишет повороты, немного повиливая задом на торможениях и переключениях вниз, но эти мягкие реакции только добавляют уверенности –если не сказать вседозволенности. Хоть это и дорожная шина, но и на треке она выглядит достойно. 

10.jpg
На разработку и внедрение технологии 2АТ – уникального ноу-хау Michelin – понадобилось 5 лет, хотя сама идея проста: совместить диагональную конструкцию шины, обеспечивающую высокую грузоподъемность, и радиальную, которая дает точность в управлении и комфорт. Загвоздка – не только в расчете расположения слоев, но и в создании новой технологии производства. Конструкцию «двойного угла», где нижний слой каркаса близок к радиальному, а следующий – диагональный, получили задние шины версии GT (фото слева). Остальные шины выполнены чисто радиальными (фото справа). В каркасе всех шин используются полиэфирные волокна.
    

Однако больше поразил меня BMW. По ощущениям тяжелый аппарат не уступал «Ямахе», во всяком случае, якоря на подножках я попилил заметно. На прямой удавалось разогнаться до 200 км/ч – и ни малейшего намека на нестабильность. Неспроста баварцы прониклись к этой шине! Случись мне выбирать R1200RT, обязательно заказал бы его на «Мишлене» – благо такая возможность у покупателей есть. 

11.jpg
Объезд препятствия с торможением – нередкая ситуация на дорогах. Поэтому и это упражнение включили в тест.
    

Но впереди еще тесты – на мокром. Повороты и торможение с 110 км/ч на прямой и с 70 км/ч – с объездом препятствия. Носитель – Kawasaki ER-6n. Да всё это я уже прочувствовал на мокром серпантине! Да, аппарат можно класть до подножек. Да, с ABS можно не церемониться и не особо деликатничать с началом торможения. Как в том анекдоте про гонщика: ТЕПЕРЬ в повороте тормозить – НУЖНО! 

12.jpg

А напоследок – самое интересное. На мотоцикле с мебельными колесиками по бокам я еще не ездил. Но для торможения на поливаемой водой разметке организаторы подогнали «Фазеры» именнов таком исполнении. Один обут в PR4, другой – в Metzeler Z8. У каждого из нашей интернациональной группы (от России я один) по две попытки. Разгоняемся до 50 км/ч, тормозим до полной остановки. GPS фиксирует дистанцию при замедлении от 40 до 10 км/ч (ниже появляются погрешности, связанные с работой ABS). Средний результат? Впечатляет: около 23 м на «Мишлене» и 28 м – на «Метцелере», разница – длинный корпус дорогого авто. И это на «пробочных» скоростях! На высоких же разница будет еще внушительней. 


13.jpg
Негативный профиль (канавки) передней шины PR4 (фото слева) в средней зоне занимает 20,4 % поверхности – для оптимальных тормозных свойств на мокрой дороге. В промежуточной зоне канавки занимают 14,3 % (у PR3–14,1 %), что в сочетании с более мягким составом обеспечивает хорошее сцепление на мокрой дороге при средних углах наклона. В плечевой зоне негативный профиль минимален – всего 10,5 %, поскольку максимальные углы наклона (>40°) достигаются в основном на сухом асфальте (у предшественницы канавки занимали 17,6 %). Распределение негативного профиля задней шины (фото справа): 16,7 % в центре, 16,4 % в промежуточной зоне (у PR3–15,8 %), в плечевой – 7,2 % (против 14,3 % у PR3).
 


Линейка Pilot Road 4 насчитывает три версии – Standard, GT и Trail – и 19 типоразмеров, включая 18-дюймовые передние GT и 19-дюймовые Trail. При этом все они высокоскоростные – с индексом ZR. Новинки уже поступили в продажу. Цены в рублях на начало апреля примерно на 10 % выше, чем на предыдущую модель. За такую прибавку качеств – весьма адекватно.


15.jpg